Компьютерная программа Контур

Скачать компьютерную программу Контур, вместе с другими компьютерными программами для лечения и диагностики амблиопии Вы можете ЗДЕСЬ.

 

1. Работа с программой «Контур»

 

Запуск компьютерной программы Контур производится так, как описано в этой статье, также там Вы сможете скачать компьютерную программу Контур.

Пациент должен нарисовать рисунок по представленному контуру. Если упражнения выполняются в красно-синих очках, то один глаз видит контур, а другой глаз будет видеть рисунок. Лечебный эффект достигается благодаря совместной деятельности обоих глаз.

 

1.1. Экранный интерфейс

 

Основными элементами экранного интерфейса являются изображения кнопок, движков и руки. С помощью руки осуществляется воздействие на элементы управления - кнопки и движки. Чтобы «нажать» на экранную кнопку, надо передвинуть на нее руку и нажать клавишу [Enter]. Передвижение руки осуществляется с помощью клавиш управления курсором [↑], [↓], [→]. [←]. А чтобы изменить положение какого-либо движка, надо поставить на него руку и управлять им с помощью клавиш [→] и [←]. Если на экране одновременно находятся две панели управления, переход между панелями осуществляется с помощью клавиши [Tab].

 

1.2. Выбор рисунка и условий рисования

 

При загрузке программы «Контур» появляется краткая инструкция. Нажмите на кнопку «Продолжить». Слева откроется панель выбора опорных рисунков, справа - панель управления. Переходить между панелями можно с помощью клавиши [Tab]. Выход из программы - по клавише [Esc].

Панель выбора рисунка (слева) предлагает набор опорных контуров. Нажатие на кнопки с двойными черными стрелками позволяет листать страницы с рисунками. При нажатии на кнопку с выбранным рисунком происходит переход к рисованию. По клавише [F1] на экран выводится краткая инструкция по работе с программой.

Панель управления (справа) позволяет выбрать основные параметры изображения при рисовании.

Выбор толщины линии, которой будет нарисован опорный контур на экране, - верхний движок. В окошке над движком отображается пятно соответствующего размера. Пиктограмма рядом с окошком подсказывает, что данный движок относится к опорному рисунку.

Выбор толщины кисти, которой пациент рисует, - второй движок. Образец также можно видеть в окошке над движком.

Выбор «рисующего» глаза - удлиненная кнопка. Цвет пиктограмм на кнопке показывает, через какое стекло будет виден опорный рисунок, а через какое - рисунок кистью. Первоначально при загрузке программы опорный рисунок виден через синее стекло, кисть - через красное стекло.

Переключение позитивного изображения на негативное, и наоборот. Левая кнопка делает изображение объекта (опорного контура или рисунка кистью), видимого через синее стекло очков, светлее фона («позитив») или темнее («негатив»). Правая делает то же самое для объекта, видимого через красное стекло.

Включение и регулировка контраста периферического стимула. Стимул представляет собой рамку из колец вокруг рисунка. В окошке над движком можно наблюдать выбранный контраст рамки.

Чтобы получить краткую информацию о назначении того или иного элемента правой панели, перейдите к нему и нажмите [F1].

Правую панель можно также включать и выключать в процессе рисования, нажимая клавишу [Alt].

1.3. Рисование

 

Задача пациента состоит в том, чтобы, глядя через красно-синие очки, нарисовать (дорисовать, обрисовать) «кистью», видимой одним глазом, рисунок, совмещенный с опорным контуром, предъявляемым другому глазу.

«Мышь» - это инструмент ребенка. Передвижение мыши по столу вызывает перемещение кисти на экране. При нажатой левой клавише мыши кисть рисует. При нажатой правой клавише мыши можно стирать рисунок, сделанный кистью.

Во время рисования врач имеет возможность изменить установленные ранее параметры и условия предъявления изображения. При нажатии клавиши [Alt] РИСОВАНИЕ приостанавливается, и в правой части экрана появляется панель управления. Пока она присутствует на экране, программа не реагирует на манипуляции с мышью. Смена «рисующего» глаза, переключение «позитив - негатив», изменение контраста имеющейся рамки видны сразу в процессе регулировки. Изменение же толщины линий и включение рамки происходят только после закрытия панели управления. При этом изменение толщины линии опорного контура приводит к его перерисовыванию, а изменение толщины кисти не сказывается на рисунке, сделанном ранее. Чтобы вернуться к РИСОВАНИЮ, надо повторно нажать клавишу [Alt]. Панель управления исчезнет, и РИСОВАНИЕ продолжится с той точки, где оно было приостановлено.

Другие параметры изображения можно изменять с помощью клавиатуры, не прерывая процесса РИСОВАНИЯ. Перечень управляющих клавиш выводится при нажатии [F1].

ВКЛЮЧЕНИЕ МИГАНИЯ осуществляется клавишами:

[F5] - для объектов, видимых через синее стекло,

[F6] - для объектов, видимых через красное стекло,

[F7] - для попеременного мигания,

[F8] - для одновременного мигания.

Мигать могут только опорный контур и рисунок кистью - рамка мигать не должна. Для изменения частоты мигания нужно сначала нажать клавишу [F],  а затем с помощью клавиш [<] или [>],

соответственно, уменьшать или увеличивать частоту мигания. Частота мигания изменяется от 0 (не мигает) до 9,6 Гц. Чтобы выключить мигание, нужно повторно нажать ту же клавишу, которая его включила, либо клавишу [=] после [F].

Для изменения соотношения контрастов рисунков в пользу одного из глаз - за красным или за синим стеклом, - нужно сначала нажать клавишу [W] (БАЛАНС ЯРКОСТИ КРАСНОГО И СИНЕГО), а затем [<] или [>]. Контраст рисунков может меняться от максимального в исходном положении до 0 (объект исчезает). Меняется контраст только опорного контура или рисунка кистью -контраст рамки не меняется. Быстро восстановить максимальный контраст можно, нажав клавишу [=] после [W].

Чтобы включить периферический стимул в виде рамки из колец по периметру экрана, нужно последовательно нажать клавиши [С] и [>]. КОНТРАСТ РАМКИ можно регулировать, нажимая [<] или [>] после нажатия [С]. Нажатие клавиши [=] после [С] выключает рамку. Если опорный контур был сдвинут относительно исходного положения в центре экрана, то при появлении рамки он автоматически переместится в центр, а рисунок, сделанный кистью, исчезнет.

Если ребенок с большим углом косоглазия при рисовании пытается переместить кисть за край экрана, применяют СДВИГ РИСУНКА в противоположном направлении. Для этого нужно нажать клавишу [S], а затем с помощью клавиш [↑], [↓], [←], [→] передвинуть опорный контур. То, что ребенок нарисовал ранее, исчезнет. Если на экране присутствует периферический стимул (рамка из колец), то перед сдвигом опорного контура его нужно выключить. Клавиша [=], нажатая после [S], возвращает опорный контур в центр экрана.

Если при выборе ЧАСТОТЫ МИГАНИЯ, БАЛАНСА ЯРКОСТИ КРАСНОГО И СИНЕГО или КОНТРАСТА РАМКИ с помощью управляющих клавиш Вы хотите видеть их значения, нажмите клавишу [Caps Lock]. Соответствующая буква (F, W или С) и значение параметра будут отображаться в левом нижнем углу экрана. При повторном нажатии [Caps Lock] индикация пропадает. Сводную таблицу значений этих параметров, а также толщины линий опорного контура и рисунка кистью, можно получить, нажав клавишу [Q].

При нажатии клавиши [Esc] на экране появляется вопрос «Выбрать новый рисунок?». Вы можете:

«Выбрать» - перейти к выбору другого опорного контура;

«Продолжить» - продолжить РИСОВАНИЕ с той точки, на которой оно было прервано;

«Выйти» - завершить работу с программой.

 

 

 

 

МЕТОДИКА ЛЕЧЕНИЯ АМБЛИОПИИ И КОСОГЛАЗИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ ПРОГРАММЫ «КОНТУР»

 

Пособие для врачей

 

Аннотация

 

В настоящем пособии для врачей представлены новые способы восстановления монокулярных и бинокулярных функций при амблиопии и косоглазии с помощью компьютерной программы «Контур». Изложены показания к использованию новых методик, подробно описаны упражнения по развитию бинокулярных функций и лечению амблиопии, правила их проведения.

Методика рассчитана на врачей-офтальмологов и ортоптистов. Она может использоваться в амбулаторных и стационарных условиях, а также в домашних условиях под контролем лечащего врача.

 

Введение

 

Использование современной компьютерной техники позволяет развить традиционные методические подходы к лечению амблиопии и косоглазия. Благодаря компьютеру сложность зрительного стимула может сочетаться с гибкостью, управляемостью и избирательностью воздействия на различные механизмы зрительного анализатора. Изображения с физиологически обоснованной пространственно-временной модуляцией яркости служат адекватными раздражителями для различных каналов и уровней зрительного анализатора. Организация активного взаимодействия пациента с адаптированной к его индивидуальным особенностям виртуальной реальностью через обратную связь с компьютером, мотивация к сотрудничеству, вносимая творческим характером лечебных упражнений, повышают эффективность функционального лечения.

Прототипами при создании программы «Контур» послужили такие традиционные приборы, как амблиотренер, синоптофор и хейроскоп, а также компьютерная программа «eYe». Методика основывается на признанных в офтальмологической практике методах плеоптики, ортоптики и диплоптики. Сочетание зрительной стимуляции с тактильными и проприоцептивными раздражениями, игровая форма занятий особенно эффективны при лечении детей. Это выгодно отличает данную методику от ряда других известных методов лечения амблиопии и косоглазия.

 

Показания и противопоказания

 

Показаниями к применению служат:

-амблиопия различного генеза, в том числе при косоглазии, врожденной миопии и нистагме;

-нарушения бинокулярного зрения (в том числе, при наличии функциональной скотомы) при различных видах косоглазия и нистагма.

 

Противопоказаниями к применению программы являются острые воспалительные заболевания глаз. Не рекомендуется предъявлять мигающие изображения пациентам, склонным к эпилептиформным припадкам.

 

 

Описание метода

 

Заниматься с программой «Контур» можно пациентам с 3-летнего возраста.

Занятия следует проводить в неярко освещенном помещении. На экране не должно быть бликов от источников света и блестящих предметов. К концу курса лечения освещение повышают до обычных условий.

Приступая к лечению с помощью программы «Контур», следует ознакомить пациента с программой, проведя 1-2 пробных занятия.

Для полного использования возможностей программы при выборе стимулов и их параметров нужно учитывать состояние зрительных функций, возраст пациента, его психомоторные реакции. В частности, необходимо следить за тем, чтобы толщина линий опорного рисунка и «пера» была достаточна для хорошего различения соответствующим глазом.

 

Первое знакомство пациента с программой

 

Пробные занятия

Перед первым занятием нужно научить пациента обращаться с «мышью», объяснить, как ее кнопки включают «перо» и «ластик».

Рекомендуется установить достаточно большую толщину «пера» и контура, использовать первые, самые простые рисунки. Пациенту предлагают выполнить обрисовывание, дорисовывание и закрашивание рисунков без красно-синих очков. Изменяют толщину «пера», добиваясь правильного выполнения заданий.

Для выработки у пациента навыков работы с программой проводят 1-2 пробных занятия.

Лечение амблиопии

 

Восстановление центральной фиксации, повышение остроты зрения

Программу «Контур» можно применять для лечения функционального снижения остроты зрения: дисбинокулярной, рефракционной и анизометропической амблиопии, в том числе при врожденной миопии, а также амблиопии при нистагме.

Для лечения амблиопии можно использовать три вида упражнений:

  • монокулярные упражнения с окклюдором перед лучше видящим глазом;
  • монокулярные упражнения с окклюдором перед лучше видящим глазом и красным фильтром перед худшим глазом;
  • бинокулярные упражнения в красно-синих очках.

 

Монокулярные упражнения традиционно используются при лечении амблиопии. Однако, в ряде случаев целесообразно использовать и два других вида упражнений - монокулярные с красным фильтром и бинокулярные. При амблиопии в первую очередь страдает центральное зрение. Объект, видимый через красный фильтр, в большей степени возбуждает красночувствительные колбочки, плотность которых максимальна в центре фовеа. Таким образом, красный фильтр перед амблиопичным глазом способствует фиксации объекта центром фовеа и восстановлению центрального зрения. Бинокулярные упражнения укрепляют бинокулярные связи, ослабляющиеся при амблиопии. У пациентов с нистагмом окклюзия ведущего глаза, как правило, усиливает нистагм. Для таких пациентов рекомендуется выполнять бинокулярные упражнения в очках с красным и синим фильтрами, причем красный фильтр ставится перед хуже видящим глазом. В монокулярных же упражнениях им рекомендуется вместе с окклюзией лучше видящего глаза ставить красный фильтр перед хуже видящим глазом.

 

Монокулярные упражнения

 

Пациент занимается только в своих очках - красно-синие очки не применяют. Программа позволяет дозировать нагрузку на глаз за счет изменения контраста и толщины линий изображения.

На лучше видящий глаз пациента надевается окклюдор (прямая окклюзия). Если снижение зрения на обоих глазах одинаково, начинают с любого, например, с правого глаза.

Пациенту предлагают как обводить рисунки, так и закрашивать или дорисовывать их. Например, в упражнениях с лабиринтами пациент должен провести «перо» по лабиринту, по возможности не касаясь его «стенок».

Рисунки постепенно усложняют.

Давая задание обвести контуры каждого рисунка 3-4 раза подряд, каждый раз уменьшают ширину «пера» и/или контраст рисунка.

 

Монокулярные упражнения с красным фильтром

 

Используются для восстановления центральной фиксации при амблиопии, в том числе, при наличии нистагма.

Ведущий глаз пациента закрывают окклюдором. Кроме того, надевают красно-синие очки с красным фильтром перед амблиопичным глазом.

В данном случае можно выбирать любой опорный рисунок. Пациент будет видеть лишь «перо» - красное на темном фоне или темное на красном. Упражнение заключается в произвольном рисовании на экране, кажущемся пациенту пустым.

В процессе лечения постепенно уменьшают ширину и/или контраст «пера».

После восстановления центральной фиксации переходят к описанным выше монокулярным упражнениям с окклюдором без красно-синих очков.

 

Бинокулярная стимуляция при лечении амблиопии

 

В описываемом ниже методе, с одной стороны, амблиопичный глаз с необходимостью вовлекается в зрительную деятельность.  С другой стороны, для выполнения упражнений требуется сотрудничество обоих глаз, восстанавливающее ослабленные при амблиопии бинокулярные связи.

Пациент занимается в красно-синих очках, при необходимости, с коррекцией для близи. При двусторонней амблиопии следует в равной степени пользоваться очками как с левым красным, так и с правым красным фильтром. При односторонней амблиопии красный фильтр ставится перед амблиопичным глазом, синий - перед лучше видящим.

Для преимущественной стимуляции хуже видящего глаза применяются следующие приемы.

  • Пониженную контрастную чувствительность хуже видящего глаза компенсируют повышением контраста предъявляемого изображения по сравнению с изображением, предъявляемым лучше видящему глазу.
  • Чтобы повысить субъективную яркость изображения для хуже видящего глаза, толщину линий для него делают на несколько позиций больше, чем для лучше видящего глаза.
  • Помимо увеличения контраста включают мигание изображения для хуже видящего глаза.

Для устранения возможного подавления (торможения) амблиопичного глаза ведущим глазом при косоглазии можно воспользоваться перечисленными ниже приемами. Эти приемы изменяют характер и увеличивают степень диссоциации изображений для обоих глаз, и применяются как по отдельности, так и в различных сочетаниях.

  • Исключают бифовеальное слияние, давая задания на дорисовывание или закрашивание вместо обрисовывания.
  • Переключают цвета контура и «пера» так, чтобы опорный рисунок предъявлялся хуже видящему глазу, а ведущий глаз в начале упражнения видел лишь пустой экран сточкой-»пером».
  • Изображение для одного глаза делают ярче фона, а для другого - темнее (яркое изображение лучше предъявлять хуже видящему или косящему глазу).
  • Уменьшают контраст изображения для ведущего глаза вплоть до полного исчезновения изображения.
  • Для уменьшения бинокулярного соперничества толщину линий для хуже видящего глаза делают на несколько позиций больше, чем для ведущего.
  • Включают попеременное мигание изображений, так чтобы в любой момент времени только один глаз видел свой рисунок. Начинают с низкой частоты миганий.

 

По мере устранения подавления и повышения остроты зрения можно постепенно отказываться от этих приемов, переходя к обрисовыванию опорного рисунка, начиная предъявлять его лучше видящему глазу, делая яркость изображений для обоих глаз одинаковой (по отношению к фону), сближая их контрасты, толщины их линий, повышая частоту миганий, вплоть до его выключения.

Чтобы при большом угле косоглазия увеличить рабочую площадь экрана, опорный рисунок следует передвинуть в направлении, противоположном тому, где пациенту не хватает экрана для рисования. При необходимости применяют компенсирующую призму или, уточнив рефракцию, пациенту под красно-синие очки надевают очки для близи.

Занятия проводятся ежедневно, 1-2 раза в день. Продолжительность одного занятия для детей 3-5 лет - по 10-20 минут, для остальных пациентов - по 20-30 минут.

Курс лечения: по 15-20 занятий на каждый амблиопичный глаз.

Курсы лечения можно повторять по показаниям через 1,5-2 месяца.

Восстановление бинокулярного зрения

 

Лечение может проводиться как в пред-, так и в послеоперационном периоде при периодическом контроле за состоянием бинокулярных функций.

Лечение проводят при симметричном или близком к нему положении глаз, достигнутом операцией или очковой коррекцией. В предоперационном периоде или при стойкой девиации более 10 град, целесообразно назначение постоянной призматической коррекции, компенсирующей степень девиации.

Бинокулярные тренировки более эффективны при небольшой разнице в остроте зрения обоих глаз: при высокой остроте зрения фиксирующего глаза (0,9-1,0) острота зрения амблиопичного глаза должна быть не ниже 0,3-0,4.

Восстановление бинокулярных функций с помощью программы «Контур» в общем случае проводится в три этапа:

  • устранение функциональной скотомы;
  • развитие бифовеального слияния;
  • закрепление результатов.

 

Устранение функциональной скотомы

 

На пациента надевают красно-синие очки (синий светофильтр - на ведущий глаз). Выбирается один из простых опорных рисунков, и устанавливается одинаковая толщина линий рисунка и «пера» - такая, чтобы хуже видящий глаз пациента хорошо различал «перо» (хотя бы при закрывании ведущего глаза). Первоначально после запуска программы рисунок имеет синий цвет, а «перо» - красный.

Проводят «пером» какую-нибудь линию. Если пациент не видит эту линию и опорный рисунок одновременно, используются те же приемы, которые выше были рекомендованы для устранения торможения амблиопичного глаза ведущим при косоглазии (см. «Бинокулярная стимуляция при лечении амблиопии»).

  • При выборе рисунков ограничиваются лишь самыми простыми, без сложных деталей.
  • Для уменьшения бинокулярного соперничества толщину линий для глаза, на котором проявляется скотома, делают на несколько позиций больше, чем для ведущего.
  • Изображение для одного глаза делают ярче фона, а для другого - темнее (яркое изображение лучше предъявлять глазу, на котором проявляется скотома).
  • Уменьшают контраст изображения для ведущего глаза вплоть до полного исчезновения изображения.
  • Включают попеременное мигание изображений, чтобы в любой момент времени только один глаз видел свой рисунок. Начинают с низкой частоты мигания, чтобы уменьшить функциональное торможение глаза со скотомой со стороны ведущего глаза.
  • Цвета контура и «пера» переключают так, чтобы ведущий глаз в начале упражнения видел лишь пустой экран, а опорный рисунок предъявлялся другому глазу. При альтернирующем косоглазии опорный рисунок предъявляют то правому, то левому глазу.

 

При правильной установке параметров, индивидуальных для каждого пациента, он видит и опорный рисунок, и «перо». Пациенту предлагают обвести «пером» рисунок или дорисовать его (в последнем случае подавление уменьшается из-за отсутствия стимулов для бифовеального слияния).

Если пациенту с большим углом косоглазия не хватает места для рисования в какой-то части экрана, опорный рисунок следует передвинуть в противоположном направлении. Если этого недостаточно - используют компенсирующую призму или, уточнив рефракцию, пациенту под красно-синие очки надевают очки для близи.

Продолжают занятия, выбирая рисунки со все более мелкими деталями. Если использовалось мигание - переходят от поочередного мигания к миганию изображения для  глаза, на котором проявляется скотома, или одновременному миганию. Увеличивают частоту мигания, со временем отказываются от него.

Постепенно делают стимулы фузируемыми. Если контрасты или толщина линий изображений, видимых ведущим глазом и глазом, на котором проявляется скотома, были разными - их приводят к одинаковым значениям. Также переходят к тому, чтобы оба изображения были ярче фона - и рисунок «пером», и опорный контур.

Со временем начинают предъявлять опорный рисунок ведущему глазу.

Занятия проводятся ежедневно, 1-2 раза в день. Время проведения одного занятия для детей 3-5 лет - 10-20 минут, для остальных пациентов - 20-30 минут.

Количество занятий - не менее 20.

 

Развитие бифовеального слияния

 

На пациента надевают красно-синие очки (синий светофильтр - на ведущий глаз) и загружают подходящий опорный рисунок. Устанавливают одинаковую толщину линий рисунка и «пера» - такую, чтобы хуже видящий глаз пациента хорошо различал «перо». Первоначально после запуска программы рисунок имеет синий цвет, «перо» - красный, а их яркость - выше, чем у фона.

Проводят пером какую-нибудь линию (потом ее можно будет стереть «ластиком»). Определяют, видит ли пациент рисунок и «перо» одновременно. Если нет - применяется изложенная выше методика устранения функциональной скотомы. Если пациент видит оба объекта, каждый - своим глазом, необходимо убедиться, что они кажутся пациенту одинаково контрастными. При необходимости регулируют контрасты, чтобы уменьшить степень превалирования ведущего глаза над косящим. После этого пациенту предлагают обрисовать рисунок или дорисовать его.

Для оценки величины угла косоглазия в разных условиях пациента просят отметить пером габаритные точки рисунка. Если имеется заметный угол - проверяют, не уменьшится ли он при включении максимально контрастного периферического стимула («рамки»). Если угол уменьшается - используется этот стимул.

Периферическая фузия более сохранна. Это ее свойство можно использовать для облегчения центральной фузии.

Если пациенту из-за большого субъективного угла косоглазия не хватает места для рисования в какой-либо части экрана, опорный рисунок сдвигают в противоположном направлении. При необходимости можно применить компенсирующую призму или, уточнив рефракцию, надеть очки для близи под красно-синие очки.

Занятия продолжают, используя все более сложные рисунки и уменьшая толщину линий. При выборе рисунков следует учитывать степень снижения остроты зрения пациента, его психоэмоциональное состояние и координацию движений.

Занятия проводятся ежедневно, 1-2 раза в день. Время проведения одного занятия для детей 3-5 лет - 5-10 минут, для остальных пациентов -15-20 минут.

Количество занятий для детей 3-5 лет - 10-15, для остальных пациентов - 15-20.

Повторный курс лечения - не ранее, чем через 1,5-2 месяца.

 

Закрепление результатов плеопто-ортопто-диплоптического и компьютерного лечения

 

Эти занятия можно проводить как в момент прохождения традиционного плеопто-ортопто-диплоптического и компьютерного лечения, так и сразу после курса лечения. Они рекомендуются пациентам, у которых либо уже имелись, либо в  результате предшествующего лечения были получены следующие показатели:

  • одновременный или бинокулярный неустойчивый характер зрения (для дали);
  • устойчивое или неустойчивое бифовеальное слияние;
  • симметричное положение глаз или неустойчивый угол косоглазия не более ±10° по Гиршбергу;
  • острота зрения не ниже 0,1 на оба глаза.

Дальнейшее лечение пациентов с неустойчивым бинокулярным характером зрения, неустойчивым бифовеальным слиянием проводится путем повышения устойчивости фузии.

Рекомендуется давать упражнения только на обведение контура (слияние) при одинаковой толщине линий опорного рисунка и «пера». Для тренировки фузии, закрепления способности к слиянию постепенно переходят от условий, облегчающих фузию, к менее комфортным.

  • Если для облегчения фузии использовался контрастный периферический стимул («рамка»), его контраст уменьшают вплоть до полного исчезновения.
  • Включают одновременные мигания опорного рисунка и «пера», чтобы при выполнении упражнений часть времени стимулы для фузии просто отсутствовали.
  • Опорный рисунок и «перо» делают темнее фона.
  • Вносят небольшую разницу контрастов опорного контура и рисунка «пером».

 

Занятия проводятся ежедневно, 1-2 раза в день. Время проведения одного занятия для детей 3-5 лет - 5-10 минут, для остальных пациентов -15-20 минут.

Количество проводимых после основного курса плеопто-ортопто-диплоптического и компьютерного лечения «закрепляющих» занятий - 5-10, в зависимости от возраста пациента.

Для тренировки фузионных резервов также рекомендуется использовать компьютерную программу «eYeкомпьютерную программу «eYe».

 

Поделитесь в социальных сетях
Google+